Автомобиль Нива ВАЗ 2121 начал серийно выпускаться с 1976 года. Начиная с момента выпуска автомобиль претерпел множество изменений, но речь в этой статье пойдет о том, для какого автомобиля этот первый автомобиль стал предком, а для кого — вдохновением.
Ниву с самого начала пытались назвать «Крокодилом» из-за физиономии автомобиля, которая в последующем изменилась дизайнерским решением Автоваза. Этот автомобиль побеждал множественные соревнования ралли – рейдов, такие как: Тунис-Париж, Алжир, Париж-Дакар, Ралли фараонов, Вин-Сафари. Он с успехом участвовал в научно-спортивно-технических экспедициях в России, Казахстане, Китае, Непале, Индии, Гималаях, покорил гору Эверест, покорил Северный полюс, участвовал в пробеге свыше 20 000 км Москва-Париж-Дакар-Джибути.
Нива с самого начала выпускалась не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Экспортное название автомобиля было Lada Niva. Название Жигули не воспринималось за рубежом из-за своего дословного перевода на другие языки и понималось, как жопа. Автомобиль впечатлил и сподвиг многие страны на разработку собственных внедорожников. В частности, речь пойдет о известных внедорожниках, предком которых стала Нива.
Когда к Японцам попал автомобиль Нива, те были поражены его проходимостью и, естественно, им захотелось сделать свой внедорожник, который бы не уступал Ниве по проходимости. Нива была взята за основу, но к этой основе добавили рамную конструкцию, более привлекательный кузов, более мощный силовой агрегат, изменена трансмиссия и другие доработки, которые сопутствовали увеличению веса, повышению комфорта и прочности. Таким образом, родились на свет автомобили Suzuki Escudo и Suzuki Vitara.
Когда Suzuki Escudo и Suzuki Vitara были запущены в крупномасштабное производство, то они стали производиться на экспорт. В США эти внедорожники продавали под маркой Chevrolet Tracker.
Впоследствии родился автомобиль Suzuki Grand Vitara, с которого был унаследован дизайн Chevrolet Niva, а ходовая взята с обычной Нивы. Естественно, заимствования дизайна привели к увеличению колесной базы на Chevrolet Niva, что ухудшило ее проходимость по сравнению с классической Нивой, но добавило комфорта.